Корзина пуста | перейти в магазин
header добавить в избранное Главная Карта сайта

Открыть оглавление Статьи > Прочее

Уроки Ланселота Брауна по прозвищу «Возможность»

На даче мы редко ухаживаем за тем, что находится снаружи. Нам кажется, раз это не наше, то нас и не касается. Но мир вокруг нас един, и не делится на свой и чужой, внутренний и внешний. Потому уродливое строение на соседнем участке и свалка неподалеку также оказывают на нас впечатление, как и все,  что лежит непосредственно в саду.

И нет ничего нового под луной.

Англия  18 века претерпела немало коренных перемен, которые в том числе изменили и ее ландшафт. Промышленная революция и эксплуатация колоний создали весьма обширный класс состоятельных людей. Среди них стало модным иметь не только большой дом-замок, но и хорошо обустроенную прилегающую территорию. Это выдвинуло  немало талантливых ланшафтных дизайнеров, оказавших влияние на всю мировую тенденцию садово-паркового искусства. Ланселот Браун с юных лет избрал профессию садовника и шел по ступеням мастерства, достигнув самых вершин. К зрелым годам он стал одним из столпов английского ландшафтного стиля. Его известность была сравнима со славой политиков, он пользовался уважением сильных мира сего, не чуждых красоты, что в Англии с тех пор стало устойчивой традицией. Он благоустраивал парковые ансамбли самых знатных сановников и аристократов, которые не гнушались дружеских отношений и общения с ним. Его, например, можно было увидеть прогуливающимся по аллеям королевской резиденции Хемптон-Корт в обществе самого короля Георга Третьего, за обсуждением самых обыденных и приземленных проблем: где разбить новый партер, в каком месте перебросить мостик через пересекающий территорию парка ручей.

Эскизы своих красивейших парков Браун нередко набрасывал прямо на топографических картах поместий, помечая какие изменения следует внести. Свое знакомство с объектом благоустройства он начинал с подробного изучения местности. Когда же образ будущего парка складывался в его воображении, он приглашал клиента чтобы уже вместе наметить план действий. При этом он исходил из данного природой ландшафта, объясняя своему заказчику, что любая местность несет скрытые возможности, которые надо выявить и подчеркнуть. Ланселот не преобразовывал ландшафт, как это делали французы в своих регулярных парках, а только подчеркивал его выгодные стороны и ретушировал недостатки. Он с особенной тщательностью  подходил к проектированию сети парковых дорожек, то пуская их по берегу водоема, то спуская в живописный овраг, то причудливо извивая между древесных куп.

Посмотрим на сад взглядом Кейпибилити Брауна.

«Сад рождается благодаря чувствам поэта и глазам художника.» Ланселот Браун

 

Если вы думаете, что красота большого парка и вашего миниатюрного дачного участка складываются по разным правилам, то заблуждаетесь. У небольшого участка, разумеется, есть своя специфика, но все-таки и здесь действуют все те же законы человеческого восприятия.

Возможности есть у каждого, пусть даже самого маленького участка. Разумеется, большой участок несет большие возможности, но и масштабы работ несопоставимы.  В то же время, на небольшом наделе можно с особой тщательностью прописать детали, не упустить из внимания малейшие мелочи, а именно в мелочах кроется секрет обаяния изысканнейших японских садов. Хотя Ланселот Браун имел дело с большими пространствами, но применявшиеся им приемы универсальны. Например, он сформулировал одно из правил паркового дизайна, которое гласит: «Ландшафт должен быть построен так, чтобы его передний план был прописан особенно тщательно, средний — обрисован более расплывчато большими мазками и пятнами, задний же вообще можно не трогать, оставив то, что дала природа.»

Применительно к обычному дачному участку или деревенской усадьбе, передний план, а это ближайшие  к точке обзора 3-5м, его желательно выполнить низкими растениями имеющими безукоризненные кроны не теряющие декоративности весь сезон, на среднем же (6-20м от наблюдателя) более уместны кустарники и многолетники средних размеров (ниже уровня взгляда), в качестве заднего могут быть среднерослые и полномерные деревья расположенные на периферии участка и за его пределами.

Браун с особой бережностью относился к тому, чем исходно обладала территория. Если он находил красивый уголок, то специально менял маршрут дорожки так, чтобы включить эту достопримечательность в «работу». Браун не признавал прямых дорожек, справедливо считая их неестественными. Нередко он сообщал тропам причудливые извивы, с тем, чтобы красивые виды при обходе парка открывались неожиданно.

Что можно изменить, а чего нельзя.

Планируя  изменения на своем наделе, оцените те глобальные перемены, которые вы в состоянии внести в его пейзаж. Это касается, прежде всего, строений, рельефа, крупных деревьев, тропинок и дорожек.

Зонирование. Общая планировка. Дорожки. В зонировании участка, изначально, исходят из удобства и целесообразности. Например, место парковки и хозплощадка для объемных сыпучих материалов, должны находиться в максимальной близости от подъездных путей. На локализацию других зон существенное влияние оказывают условия освещенности, доступность, безопасность и уединенность, существующие традиции. Размещение некоторых зон часто бывает жестко детерминировано его географией. Огороду, например,  самое место в южной, самой солнечной части надела. Сад, наоборот, лучше располагать в северной части, откуда высокие яблони и груши не будут отбрасывать тень на остальной участок.

С особой внимательностью следует подходить к проектированию сети садовых дорожек. Дороги и даже тропы, если рассудить, гораздо более постоянны во времени, чем строения. Правильный выбор их направлений будет благотворно влиять и на удобство передвижения и  на эстетическое впечатление от сада. Наоборот, неудачно выбранный маршрут способен обесценить все ваши дальнейшие старания. Если расположение дорожки выбрано неправильно, то имеет смысл пренебрегая затратами перенести ее на новое, более рациональное место. На небольшом участке, например, не следует пускать тропинку слишком близко и параллельно соседскому забору. Желательно обойтись минимальным числом дорожек, возможно только одной, идущей по кольцевому маршруту.

Строения. На небольшом участке, часто складывается такая ситуация, когда некоторые его строения и зоны имеют вынужденную, строго предписанную локализацию, обусловленную сложившимся окружением и ландшафтом. С одной стороны, это убавляет возможности для импровизации, сводя планировку к своеобразному пазлу, с другой, упрощает задачу планирования. Хозблок, например, имеет смысл отнести подальше от парадной части сада и от дома. Туалет — убрать самую в укромную часть. Входная зона, хоть и лежит недалеко от места парковки и хозплощадки, должна быть обособлена, а лучше полностью от них отделена живой изгородью.

Большое влияние на планировку участка оказывают строения, расположенные на соседних участках. Место отдыха имеет смысл организовать в наиболее уединенной части сада, отгороженной от посторонних взглядов.

Рельеф. Большинство садоводов считают рельеф данностью и не предпринимают никаких шагов по его изменению. Но именно в рельефе скрываются многие скрытые возможности. Если вам достался участок на склоне, то этим следует непременно воспользоваться, устроив подпорные стенки. Абсолютно ровный участок целесообразно преобразить сооружением альпийской горки. Важно найти для нее наиболее подходящее местоположение. Например, уединенное, но часто посещаемое место недалеко от дома, рядом с внутренним двориком или беседкой.  Кстати, для  устройства альпинария не обязательно завозить грунт со стороны. Можно сделать сразу два дела – выкопать пруд и из вынутого грунта соорудить горный пейзаж.

Виды красивые и неугодные.

Впечатление, оказываемое садом складывается из всего того, что попадается нам на глаза. В идеале, в саду не должно быть неприглядных, необустроенных уголков. И не только в его внутреннем пространстве, но и во всем, что доступно взгляду с его территории. Красивую перспективу (лесок, храм, водоем), открывающуюся с вашего участка следует непременно открыть для обозрения. Для этого, например, можно организовать узконаправленные виды ограниченные с боков – висты. И наоборот, уродливые строения, объекты сельхоз инфраструктуры и т.п. необходимо прикрыть насаждениями – «с глаз долой». Иногда для этого бывает достаточно высадить одно единственное дерево за пределами участка, иногда разместить на линии взгляда  группу деревьев.  В отдельных случаях можно посадить плотную аллею или живую изгородь.

Крупное дерево в малом саду. Деревья и кусты, превышающие высотой человеческий рост, часто являются слагаемыми макропейзажа. Ведь каждый такой объект перекрывает собой вид на отдаленную перспективу, чем заметно меняет восприятие сада. По этой причине к размещению крупных кустарников и деревьев следует подходить с особым вниманием.

Декоративный сад никогда не создается сразу и окончательно. Это вечно меняющийся пейзаж, куда вы непрерывно добавляете новые краски и штрихи. То подсадите дерево, то наоборот выкорчуете. Но в этом вечном изменении и его необыкновенная притягательность. В сущности, идеальная садовая стратегия состоит в том, чтобы идти от простого к сложному, тщательно продумывая и взвешивая последующие шаги. Тогда сад год от года будет только хорошеть.

МеткиВсе_статьи


2824 просмотра


header
Создание и продвижение сайтов